суббота, 2 ноября 2019 г.

Чому я не Свиня, чому не літаю?

Заместо эпиграфа:

Нobonickelcoins.

Cameroon 2019 The Year of Prosperity Chinese Calendar
500 Francs Silver Coin

Вепрь изначально, по задумке Творца, был зверем крылатым. К сожалению, как это часто с нами случается, в погоне за комфортом, благоустроенностью и так называемым качеством/уровнем жизни, теряется что то не просто важное, но сакральное. Наивно полагать, что двуногие без перьев и здесь по-впереди планеты всей. Вот ни разу не по-впереди! Сегодня для многих будет Вселенским откровением узнать, что постельный клоп, этот пират постелей, этот гангстер народных снов, этот вампир запущенных гостиниц©1.), относится к отряду полужесткокрылых и ещё совсем недавно был уважаемым Летчиком-снайпером. Но чем не пожертвуешь ради жувачки, джинсов и 200 сортов колбасы спокойной сытой жизни за обоями в шаговой доступности от вселенной по имени Матрац. Вот и Вепрь однажды променял свою Небесную Сущность на корыто с откровенными, но зато гарантированными помоями:
Картинка кликабельна
А как всё начиналось..... Ещё древние славяне чтили и славили своего Небесного покровителя:
Вепрь, он же Небесный Вепрь, он же Чертог Небесного Вепря.
Warning!!11!! Левозакрученный и Синий!1! Не путать с правозакрученной и красной Дунией:
Картинка кликабельна
Собственно, эти прописные истины давно известны моим преданным фанатам. Достаточно взглянуть на мою печать/аватарку:
Бескрылый приземлённый Вепрь, кстати конкретно вот этот:
смеясь топчет своё Небесное прошлое, что как бЭ символизирует свойственный мне печальный реализЬм. Впрочем, иногда Вепря таки пробивает на полетать. В минувшую войну подлое жЫвотное было замечено в нашем Советском небе:
Но тогда уже рождённое летать предпочитало ползать:
Немецкая 277-я армейская бригада штурмовой артиллерии (H.St.Art.Brig.277).
и даже ВНЕЗАПНО нырять под воду:
Образец эмблемы [30] подводной лодки U-1201 (и некоторых других), носившейся на пилотках и фуражках2.).
______________________________
1.) Постельный клоп на службе у спецподразделений.3.)
2.)  - Павел Липатов "Kriegsmarine. Обмундирование, знаки различия, снаряжение, оружие и награды германского военно-морского флота 1933-1945 гг.", вкладка VII, стр. 27.
3.) Клопы.

Но вернёмся в те былинные времена, когда Небесный Вепрь был ещё Небесным и заслуженно почитался разными народами, в т.ч. эллинами:

Шергина Наталья Андреевна.
На сегодняшний день достаточно хорошо изучены имеющиеся на древнегреческих монетах изображения богов, различных олицетворяющих их животных или атрибутов[1]. Ряд символов можно абсолютно точно сопоставить с определённым божеством: например, сова принадлежит культу богини Афиныпавлин – Гере, орёл и молнии – Зевсу. Значительно сложнее вопрос о сопоставлении «крылатого вепря» (wingedboar) с конкретным божеством или определённым сюжетом античной мифологии.
Существование крылатых созданий в мифах народов мира не должно нас удивлять. По мнению известного древнегреческого философа Платона: «Крылу от природы свойственна способность подымать тяжёлое в высоту, туда, где обитает род богов» - пер. А.Н. Егунова (Phaidros, p. 246 d 4). Когда в представлении людей существа, изначально не могущие летать, наделялись крыльями, это означало возможность для таких мифических персонажей приподняться над миром и получить тем самым дополнительную власть. Например, в шаманизме крылатый конь служил проводником душ в загробный мир, в Китае крылатые драконы символизировали небесные силы и олицетворяли пять стихий, а у ассирийцев крылатые пятиногие быки с человеческими лицами являлись хранителями-защитниками.
Одни из самых ранних изображений крылатых существ зафиксированы в материальных памятниках, которые были обнаружены на территории Древнего Двуречья и датируются серединой III тыс. до н.э. Крылатые создания возникли там как персонификации некоторых богов или природных сил и со временем распространились в другие близлежащие области материка. В XV в. до н.э. изображения коней с крыльями, грифонов, сфинксов и прочих летающих мифологем в изобилии наблюдаются на печатях или перстнях микенской культуры[2].
Хорошо известно существование крылатых существ и в мифологии Эллады, что нашло отражение в древнегреческом изобразительном искусстве.
К VII в. до н.э. в греческой вазописи изображения живых существ стали превалировать над орнаментом[3]. Широкое распространение получила расписная керамика с рисунками крылатых львов, быков и других летающих мифических персонажей. В их числе были образ кабана с крыльями. Этот символ нашёл отражение на таких распространённых памятниках материальной культуры как монеты. Он встречается, в том числе, и на финикийских скарабеях, созданных в период Ахеменидской империи [рис.1-2]. Можно предположить, что сюжет с летающим кабаном попал в малоазийский регион одним из двух путей – сухопутным через Ассирию и Фригию, или морским – из Финикии. Не исключён и автохтонный вариант возникновения данного символа в Мизии.Существует оригинальная гипотеза о местном происхождении крылатого кабана, как мифологического персонажа, высказанная Аароном Атсмой (Aaron Atsma) в его Theoi Project[1]. Он утвержает, что Хрисаор, сын Медузы Горгоны, мог, помимо человеческого образа, изображаться в виде крылатого вепря. По мнению исследователя, крылья и кабаньи клыки Медузы могут служить дополнительными аргументами наличия связи Хрисаора с крылатым кабаном. Кроме того, А. Атсма подчеркивает, что братом-близнецом Хрисаора являлся знаменитый крылатый конь Пегас.
В качестве иллюстрации типической связи между Хрисаором и крылатым вепрем А. Атсма приводит фотографию аттического краснофигурного килика из Вульчи (Этрурия), созданного Кахрилионом и расписанного Эвфронием [рис.3]. На поверхности этого сосуда, датированного приблизительно 510-500 гг. до н.э. и хранящегося в настоящее время в Мюнхенском собрании древностей, изображён один из эпизодов десятого подвига Геракла. В частности, отражена битва Геракла с имевшим три туловища великаном Герионом – сыном Хрисаора, причём одно из тел великана уже убито стрелой в глаз.
По мнению А. Атсмы, крылатый вепрь на щите Гериона персонифицирует образ отца великана – Хрисаора. Но, на наш взгляд, это предположение едва ли может считаться хорошо обоснованным, поскольку при обращении к первоисточникам никаких упоминаний у античных авторов о том, что Хрисаор имел какое-либо отношение к крылатому кабану, нами не было обнаружено. Более того, всегда отмечалась антропоморфность облика Хрисаора,без указания на наличие у него крыльев (LycophronAlex., 840). В то же время, при описании его брата почти всегда внимание читателя обращается на тот факт, что Пегас был крылатым конём (Apollod. Libr., II, 42; Strab., VIII, 6, 21, 34-37).
После того как А. Атсма опубликовал свою гипотезу в форме статьи в таком востребованном интернет-ресурсе как энциклопедия Википедия[1], мнение о том, что Хрисаор может быть отождествлён с крылатым вепрем, стало широко распространено. Однако мы считаем подобную точку зрения недостаточно аргументированной и полагаем, что крылатый кабан может быть соотнесён в греческой мифологии лишь с вепрем, опустошавшим округу Клазомен.
Нам известно только одно литературное свидетельство, позволяющее связать появление обсуждаемого монетного типа с конкретной топографической привязкой. Это сообщение античного автора Элиана: «Я слышал, что в Клазоменах был крылатый кабан, который опустошал территорию Клазомен. Артемон свидетельствует об этом в своих “Анналах Клазомен”. И поэтому существует место, именуемое и прославленное как “Место крылатого кабана”, и оно знаменито» (Deanim., XII, 38).
Однако анализ нумизматического материала с рассматриваемым сюжетом показывает, что его распространение в архаический период началось с Мизии. Необходимо заметить, что изображение крылатого кабана (хотя его нельзя отнести к широко распространённым типам изображений на древнегреческих монетах) фигурирует на значительном количестве сохранившихся монет архаического и раннеклассического периодов, употреблявшихся в некоторых полисах Малой Азии и на прилегающих островах. Немногим позже Кизика в Мизии, практически одновременно друг с другом, эмиссия монет с изображением крылатого вепря началась на Самосе, в ионийском городе Клазомены и эолийском полисе Митилена на Лесбосе. Вскоре к ним присоединились дорийский Иалисна Родосе и Ликия, а еще позже – Массалия, находившаяся на территории современной Франции. Однако, несмотря на существование общего сюжета на одной из сторон монет, другая их сторона в каждом полисе несла на себе оригинальное, свойственное конкретному региону, изображение.
Согласно сложившейся к настоящему времени датировке, первые греческие монеты с изображением крылатого вепря появились в Кизике, где они начали изготавливаться из электра около 550 г. и чеканились приблизительно до 475 г. до н.э.[1] На их аверсе была помещена композиция из протомы крылатого кабана, смотрящего влево, и расположенного под ним тунца; на оборотной стороне – вдавленный квадрат из четырёх частей [рис.4].
Существование одинакового изображения на лицевой стороне двух разных номиналов (статера и одной шестнадцатой его части) может свидетельствовать об определённой значимости этого сюжета для монетной чеканки данного полиса. Отметим, что на древнегреческих монетах, за единственным известным нам исключением, отмеченным далее особо, крылатый кабан передавался только своей передней половиной, поэтому далее мы будем иметь в виду именно такой вариант, не употребляя каждый раз слово «протома».
На Самосе с изображением крылатого кабана выпускались серебряные драхмы и триоболы. Драхмы чеканились по лидийско-милетскому (ок. 526-522 гг. до н.э., т.е. в самом конце правления знаменитого тирана Поликрата) и по самосскому (ок. 510-500 гг. до н.э.) стандартам, а триоболы – только по самосскому (ок. 510-439 гг. до н.э.). На реверсе всех этих монет помещалась голова льва в прямоугольной рамке, окаймлённой точками, во вдавленном квадрате. Но если на драхмах обеих весовых систем она передавалась в виде скальпа[2] [рис.5],
то на триоболах – как повёрнутая в профиль и с открытой пастью[3] [рис.6].
Кроме того, известна крайне редкая серебряная монета, отчеканенная около 520 г. до н.э. и хранящаяся в настоящее время в оксфордской коллекции. Этот экземпляр из-за его массы в 2,69 грамма атрибутирован как половина сикля[4]. На его реверсе изображены голова и шея быка вправо, имеющая пунктирное усечение, а поле монеты ограничено бордюром из точек между двойными линиями и помещено во вдавленный квадрат. Стиль обеих сторон монеты, бесспорно, самосский [рис.7]. Изображение крылатого вепря часто использовалось в чеканке Самоса и в более позднее время, тем более что наличие подобного рисунка на серии поздних монет с дифферентом «ΣΑ» позволяет однозначно связать их эмиссию с указанным полисом[5]. Поэтому можно сказать, что рисунок крылатого кабана стал символом, регулярно встречавшимся на монетах Самоса.
По мнению П. Гарднера, указанный образ был взят самосцами из чеканки Клазомен[6]. Однако необходимо подчеркнуть, что, согласно существующей на настоящее время классификации, монеты этого типа на Самосе появились немного раньше, чем в Клазоменах, поэтому такое заимствование выглядит маловероятным. На наш взгляд, более предпочтительно предположение Дж.П. Бэррона о тождественности крылатого кабана, изображённого на монетах Самоса, и знаменитого калидонского вепря, убившего Анкея, в образе которого слились тегейский и самосский герои[7].
На основании рассказа Элиана (Deanim., XII, 38), многие нумизматы полагают, что изображение крылатого вепря на монетах Самоса могло отражать союз между Самосом и Клазоменами. Возможность существования подобных альянсов в античности подтверждается сохранившимся соглашением о совместной чеканке Фокеи и Митилены монет из электра (IG, XII (2), № 1).
С другой стороны, хорошо известен класс электровых самосских гект архаического периода, отчеканенных по фокейскому стандарту (массой около 2,6 грамм), изображение на которых представляет собой комбинацию обычных монетных типов двух разных полисов. Таких «союзных» гект Дж. Брандис выделяет семь классов[1]. На наш взгляд, достаточно маловероятна столь частая смена Самосом союзников, и, следовательно, едва ли можно вести речь о «союзном» характере такой чеканки. П. Гарднер полагает, что самосцы просто заимствовали ряд монетных типов других полисов для чеканки своих мелких номиналов[2].
Начало чеканки на Лесбосе электровых гект (одной шестой статера) с крылатым вепрем на аверсе и головой рычащего льва в профиль на реверсе [рис.8] различные исследователи датируют от 550 до 450 гг. до н.э.[3] По мнению составлявшего семнадцатый том Каталога Британского музея (BMC) В. Роута, чеканка этого номинала осуществлялась ближе к концу указанного временного интервала, а именно в 480-440 гг. до н.э.[4] Напротив Ф. Боденштедт относит начало эмиссии гект в Митиленах, на острове Лесбос, приблизительно к 521 г. до н.э. (что чуть позже по времени, чем выпуск монет на Самосе) и считает, что она продолжалась примерно до 478 гг. до н.э.[5] [6]
В этом случае, изображение крылатого кабана на монетах, появившись в Кизике и несколько позже проникнув на Самос, далее могло распространиться в Митилену и, впоследствии, в Клазомены и Иалис. Мы считаем такой вариант развития событий достаточно убедительным. Если согласиться с мнением В. Роута, придерживавшегося более поздней датировки электровых гект, то после Самоса, где этот символ получил широкое распространение в монетной чеканке острова, ареал распространения сюжета стал расширяться в разные стороны (и на север и на юг), последовательно достигнув Клазомен, Иалиса и Митилен.
Следует упомянуть и о возможной эмиссии в Митиленах серебряных тригемиоболов с изображением фокейского шлема на реверсе [рис.9][7], которые, предположительно, чеканились несколько позже гект. Достаточно распространено мнение, что в греческих полисах выпуск монет из серебра, как правило, не менее чем на полвека отставал от начала электровой чеканки. У нас нет достаточных оснований для опровержения этого мнения, к тому же мы полагаем, что потребность в более мелких номиналах возникла позже.
Очевидно, что именно вышеописанный рассказ Элиана послужил поводом для столь длительной и столь обильной по количеству типов и номиналов чеканки в Клазоменах монет с изображением крылатого вепря. С другой стороны, нельзя исключить возможность и обратного влияния, объясняя возникновение соответствующего рассказа у Элиана именно массовостью чеканки монет Клазомен с обсуждаемым рисунком.
Самые ранние монеты в Клазоменах чеканились в период ок. 520-480 гг. до н.э. из электра по финикийскому стандарту (статеры и гекты). Монеты Vв. до н.э. из серебра представлены дидрахмами, драхмами и более мелкими номиналами (диоболами),гемиоболами и др.)[1]. Имеется три основных типа оборотной стороны этих серебряных монет Клазомен:
1) вдавленный квадрат из четырёх частей, в одном из сегментов которого может присутствовать дифферент «К» [рис.10],
2) голова барана [рис.11]
Начавшаяся в том же V веке до н.э., эмиссия в Клазоменах серебрянных монет по аттическому стандарту осуществлялась приблизительно до 387 г. до н.э.[2]
Чеканка монет с означенным сюжетом продолжалась в этом полисе и позже, но уже в меди. Например, около 387-300 гг. до н.э. выпускались медные монеты массой примерно в 5 грамм. Известны более тяжелые (около 7 грамм) монеты, выпущенные после 300 г. до н. э., на аверсе которых был изображён крылатый кабан, а на реверсе – надпись по-гречески «Клазомены» и, иногда, кадуцей. Однако рисунок животного претерпел некоторые изменения: протома вепря стала изображаться без характерной гривы на голове и холке, а крылья получили другие очертания, видимо, свойственные художественной традиции того времени[3] [рис.13].
Рассматриваемый сюжет эксплуатировался в эмиссии полиса приблизительно полтысячелетия – в BMC приведено описание медной монеты Клазомен времени господства императорского Рима, о которой сообщается, что летящий вепрь изображен на ней целиком[4]. Это, на наш взгляд, крайне редкий случай для монет, несущих на себе данный мифологический образ. Поскольку фотография упомянутой монеты в книге не была приведена, мы можем утверждать, что нам не известно ни одного изображения крылатого кабана на монетах целиком, а, напротив, этот символ приводится всегда лишь в виде протомы. П. Гарднер полагал, что округлые формы крылатого вепря, представленного в виде протомы, могли иметь солярное значение, и именно изображение протомы животного являлось эмблемой Аполлона, главного божества Клазомен[5].
Необходимо упомянуть и чеканку Оронтом, сатрапом Мизии (362-348 гг. до н.э.), серебряных тетроболов массой в 2,73 грамма[6]. По мнению некоторых исследователей её могли проводить в Клазоменах. У этих монет известно два варианта аверса: либо обнажённый коленопреклонённый гоплит, держащий в левой руке щит, а в правой – копьё [рис.14],
либо голова самого властителя. На реверсе изображение крылатого вепря сопровождается надписью «ΟΡΟΝΤΑ». Кроме того, Оронтом выпускались также мелкие медные монеты массой приблизительно в 1 грамм, на аверсе которых была помещена голова сатрапа, а на реверсе – крылатый кабан с надписью «ΟΡΟΝΤΑ» [рис.15].
На одной медной монете вместо имени Оронта имеется надпись «ΚΙΣ» (начальные буквы названия полиса Кистена).

Чеканка в Иалисе – дорийском полисе на острове Родос, осуществлялась приблизительно с 500 по 408 гг. до н.э. по персидскому и, также как в Клазоменах, по финикийскому стандартам[7]. В обоих случаях на аверсе изображена протома крылатого вепря, на реверсе – голова орла в окружённом точками вдавленном квадрате, в верхнем углу которого, над клювом орла, изображена растительная волюта [рис.16].
На реверсе статеров находится надпись «ІАΛΥΣΙΟΝ» (или её более редкий вариант «ІΕΛΥΣΙΟΝ»), иногда также продублированная и на аверсе. Финикийская стопа представлена серебряными статерами, диоболами, тригемиоболами и оболами; персидская – драхмами и триоболами. После 420 г. до н.э. на реверсе диоболов появляется голова Афины в коринфском шлеме [рис.17].
Считаем нужным заметить, что ярко выраженную смысловую нагрузку поворот крылатого вепря вправо или влево, на наш взгляд, не несёт. Монеты, отчеканенные в Иалисе, являются тому подтверждением:на аверсе и реверсе некоторых из них изображения животных (крылатого кабана и орла) направлены в противоположные стороны, у других – навстречу друг другу, а у остальных – повёрнуты в одном направлении. Учитывая тот факт, что рисунки на перечисленных монетах исчерпывают все возможные варианты взаимного расположения существ, а сами экземпляры относятся к одному номиналу и одинаковому весовому стандарту, то можно утверждать об индифферентности выбора направления головы вепря.
Южная граница распространения монет с рассматриваемым мифическим существом достигает Ликии, где изображение кабана в различных вариантах (животное целиком, только его передняя часть, или даже две соединённые передние части, обращённые в разные стороны) было излюбленным монетным типом. Начало ликийской серебряной чеканки с изображением летящего вепря на аверсе относят к периоду ок. 500-460 гг. до н.э.[1] В BMC она представлена двумя номиналами: статером с изображением вдавленного квадрата и тетроболом, у которого протома крылатого кабана влево с изогнутыми крыльями на аверсе сочетается с трискелесом влево в квадрате из линий внутри вдавленного квадрата на реверсе[2] [рис.18].
В базе данных Американского нумизматического общества (ANS) имеется упоминание о четырёх серебряных монетах с крылатым вепрем, отнесённых к ликийской чеканке, к сожалению, без указания их достоинства и времени эмиссии[3]. Датировка приводится только для одного экземпляра из них (массой 0,75 грамма), на реверсе которого представлена архаическая голова Афины вправо в простом коринфском шлеме внутри вдавленного квадрата; его относят к периоду правления династа Uvugоколо 470-440 гг. до н.э. На остальных, не имеющих хронологической привязки экземплярах, помещены изображения головы Медузы Горгоны внутри инкуза (на монетах массой 1,34 грамма) или трискелеса внутри вдавленного квадрата (массой 2,35 и 1,03 грамма). Последняя монета отнесена экспертами общества к эмиссии династа Kuprlli.
Отметим также существование серебряный статер династа Патары Väkhssära (ок. 430-400 гг. до н.э.). Аверс этой монеты несёт на себе изображение передней части крылатого вепря влево, расположенной на круглом щите, а ревес – трискелес, повёрнутый в ту же сторону[4].
Завершая обзор городов, использовавших в своей чеканке сюжет с описываемым мифическим существом, необходимо отметить серебряные гемиоболы, выпущенные на западе античной ойкумены (в Галлии), которые эксперты ANS относят к чеканке Массалии периода 490-460 гг. до н.э.[5] На этих совсем небольших монетках (массой всего в 0,55-0,59 грамма) схематически представлена обращённая влево протома крылатого вепря. На оборотной стороне расположен классический инкуз.
Кроме того известно о существовании двух монет со спорной аттрибуцией. Одна из них была опубликована еще в конце XIXв. и представляет собой, по нашему мнению, серебряную тетрадрахму эвбейского стандарта [рис.19].
На её аверсе находился рисунок лва, терзающего добычу, а сверху и снизу от него помещены изображения, которые С.Г. Робинсон (автор двадцать девятого тома ВМС, посвящённого Киренаике) трактует как лотосовидный бутон (внизу) и голова Горгоны (вверху). По его мнению, монета относится скорее к Фрако-Македонии, чем к Кирене[1]. Рассматривая этот же тип монеты, Б.В. Хэд указывает вес описываемого экземпляра – 17,24 грамм и предполагает возможность его чеканки в Клазоменах[2]. Оба автора датируют эту тетрадрахму периодом до греко-персидских войн (700-480 гг. до н.э.). Монета, отчеканенная теми же штемпелями, но массой 16,05 гр. отнесена экспертами ANS к чеканке неизвестного полиса в Малой Азии.[3]
Сведения о второй монете - золотом статере - были размещёны на сайте Wildwinds[4]. По описанию публикатора он относится к посмертной чеканке Филиппа II, осуществлённой в Теосеоколо 323/2-315 гг. до н.э.[5] Но, на наш взгляд, в это время (уже даже после смерти его знаменитого сына) речь может идти лишь о подражании оригинальной монете македонского царя. На её аверсе изображена голова Аполлона в лавровом венке вправо, на реверсе – возница, направляющий бигу вправо, держащий в правой руке стрекало, а в левой – поводья; между передними и задними ногами лошадей на заднем плане (там, где обычно чеканился символ города эмиссии) видна протома крылатого кабана вправо. Ниже этой композиции расположена надпись «ΦΙΛΙΠΠΟΥ» и под ней наконечник копья вправо [рис.20].
Возможно, что изображение крылатого вепря на этой монете объясняется тем, что она была отчеканена в Теосе – ионийском городе на побережье Малой Азии, т.е. в том регионе, где данный сюжет был достаточно широко распространён.Если нанести места эмиссий монет с изображением крылатого кабана на карту, учитывая приблизительное время начала их чеканки в полисах, можно прийти к выводу о связи распространения указанного сюжета с морской торговлей .
Жители Малой Азии, продавая свои товары, получали в качестве оплаты монеты из драгоценных металлов, выпущенные в сопредельных регионах. При этом на импортируемых монетах иногда присутствовали рисунки различных фантастических крылатых существ. На наш взгляд, монете, отчеканенной по общему весовому стандарту, со стилистически близкими изображениями, было гораздо легче участвовать в денежном обращении разных полисов, нежели чем имеющей значительные отличия по обоим указанным признакам. Личное общение с торговцами также могло привести к определённому знакомству жителей с мифологией выходцев из других городов, последующей её трансформацией и синтезом с местными верованиями и, как следствие, найти отражение в символике на выпускаемых монетах.
Начавшись в Кизике в середине VIв. до н.э., чеканка электровых монет с протомой крылатого вепря быстро получает продолжение в эмиссиях островов Самоса и Лесбоса, почти сразу же возникает в Клазоменах на материке. Через полвека граница распространения рассматриваемого монетного типа расширяется на юг и достигает Родоса, а впоследствии – и Ликии. На западе, в Галлии, монеты с рассматриваемым животным появляются ещё через несколько десятилетий. Если в большинстве из перечисленных древнегреческих городов этот тип изображений просуществовал весьма недолго – от одного-двух десятилетий до века, то в Клазоменах (возможно, из-за существования связи с рассказом о крылатом вепре, опустошавшем округу этого полиса) чеканка монет с указанным сюжетом продолжалась приблизительно полтысячелетия и прекратилась лишь после определённой унификации, проводимой завоевавшей Грецию Римской империей.
Вопрос об источнике появления в искусстве Древней Греции сюжета с крылатым кабаном можно считать достаточно дискуссионным и требующим аргументированного подтверждения аналогиями из глиптики и других форм пластических искусств (керамики, скульптуры) или живописи не только островной или малоазийской Греции, но и более удалённых от моря областей Передней Азии.
Мы придерживаемся гипотезы о заимствовании данного изображения с Ближнего Востока, где оно могло обозначать солярный символ[1], например, в Иране кабан был символом солнца. Несмотря на то, что дискуссия о персонификации «крылатого вепря» на древнегреческих монетах не завершена, существование значительного числа сохранившихся памятников нумизматики с указанным рисунком свидетельствует о большом значении этого монетного типа для жителей малоазийского региона.

Использованные сокращения:
BMC - A Catalogue of the Greek Coins in the British Museum. London.
NC - The Numismatic Chronicle [Journal of The Numismatic Society]. 3rd Series.
ANS - American Numismatic Society

Список иллюстраций:
Финикийские скарабеи, созданные в период Ахеменидской империи.
3) Килик из Вульчи (Этрурия) 510-500 гг. до н.э., Мюнхенское собрание древностей. -
http://www.mlahanas.de/Greeks/Mythology/HeraklesGeryonSA2620.html
4) Кизик. Ок. 550 г. до н.э. Электровый статер. - http://www.edgarlowen.com/i139.jpg
5) Самос. Ок. 510-500 гг. до н.э. Серебряная драхма. - http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=138&pid=2488#top_display_media
6) Самос. Ок. 510-439 гг. дон.э. Серебряныйтриобол. – Barron J.P. The Silver Coins of Samos. London, 1966. P. 9, 20-25. Pl. I-V.
7) Самос. Ок. 520 г. до н.э. Половина сикля. Серебро. – http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=138&pid=6853#top_display_media
8) Митилена. Ок. 521-478 гг. до н.э. Электровая гекта. - http://www.wildwinds.com/coins/greece/lesbos/mytilene/t.html
9) Митилена. Серебряный тригемиобол. –
http://www.coinarchives.com/a/lotviewer.php?LotID=373600&AucID=676&Lot=409&Val=f399a4c034b4fd30842b835307d3c38b
10) Клазомены. Ок. 500-480 гг. до н.э. Серебряный диобол. - http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=124&pid=382#top_display_media
11) Клазомены. 480-400 гг. до н.э. Серебряная драхма. - http://www.wildwinds.com/coins/greece/ionia/klazomenai/t.html
12) Клазомены. V в. до н.э. Серебряная драхма. - http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=124&pid=379#top_display_media
13) Клазомены. После 300 г. до н.э. Медь. – ВМС. London, 1892. Vol. XVI. P. 27-28. Pl. VII, №№ 2-3.
14) Серебряный тетробол Оронта. Ок. 357-352 гг. до н.э. - http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=103&pid=92#top_display_media
15) Оронт. Ок. 357-352 гг. до н.э. Медь. - http://www.asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=103&pid=92#top_display_media
16) Иалис. Ок. 500-408 гг. до н.э. Серебряный статер. - http://asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=436&pid=1600#top_display_media
17) Иалис. После 420 г. до н.э. Серебряный диобол. - http://asiaminorcoins.com/gallery/displayimage.php?album=436&pid=6328#top_display_media
18) Ликия. Ок. 500-460 гг. до н.э. Серебряный статер. - HillG.F. TheCoinageofLycia, to the Time of Alexander the Great // NC. 1895. Vol. XV. P. 5, 12. Pl. I, 8.
19) Серебрянаятетрадрахмаэвбейскогостандарта. До480 г. дон.э. - Head B.V. A Guide to the Principal Gold and Silver Coins of the Ancients, from circ. B.C. 700 to A.D. 1. London, 1895. 4th Ed. P.6. Pl. II, 21.
20) Золотой статер Филиппа II. Предположительно чеканка Теоса. - http://www.wildwinds.com/coins/greece/macedonia/kings/philip_II/t.html
21) Карта распространения чеканки монет с изображением крылатого вепря.
[Увы, в тексте карты нет и как я её не искал, не нашёл]

[1]Gardner P. Samos and Samian Coins… P. 251.

[1]BMC. London, 1892.Vol. XVI. Pl. III, № 18., Pl. VI, №№ 1-2.
[2]Ibid. Р. 18.
[3]Ibid. P. 27-28. Pl. VII, №№ 2-3.
[4]Ibid. Р. 30, №№ 111-112.
[5]GardnerP. Samos and Samian Coins… P. 249.
[6]BMC. London, 1892. Vol. XVI. P. 326, № 17.
[7]Ibid. 1897. Vol. XVIII. Р. C-CII, 226-227. Pl. XXXV, №№ 1-5.

[1] Например, см.: Дюков Ю.Л. Деметра на древнегреческих монетах // Хранитель Эрмитажа: Сб. воспоминаний и научных статей к 100-летию со дня рождения И.Г. Спасского (1904-1990). СПб., 2004. С. 229-235.
[2]Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970. Илл. 56а, 56б, 56в, 56ж.
[3]Там же. С. 43.

Комментариев нет:

Отправить комментарий